Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 13 человек

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме

Дата: 14 марта 2016 в 14:00, Обновлено 14 марта 2016 в 14:49
221 просмотр

"Человек дождя", "Карточный домик", "Восход Меркурия" - эти фильмы объединяет общая особенность главных героев - аутизм. Название этого синдрома происходит от латинского слова autos - "сам". Аутизм - погружение в себя - встречается не так уж редко: по данным Всемирной организации здравоохранения, до 10-15 случаев на 10 000 детей, и эта тревожная цифра из года в год растет. Впрочем, такая ли уж тревожная?...

2 апреля -  Всемирный день распространения информации об аутизме

«Люди дождя»

           "Человек дождя", "Карточный домик", "Восход Меркурия" - эти фильмы объединяет общая особенность главных героев - аутизм. Название этого синдрома происходит от латинского слова autos - "сам". Аутизм - погружение в себя - встречается не так уж редко: по данным Всемирной организации здравоохранения, до 10-15 случаев на  10 000 детей, и эта тревожная цифра из года в год растет. Впрочем, такая ли уж тревожная?

          Хотим обратить  ваше внимание на одну из особенностей развития детей – синдром раннего детского  аутизма (РДА). В наиболее характерном виде  ранний детский аутизм проявляется в возрасте 2,5 – 3 лет. Вместе с тем признаки неблагополучного развития можно разглядеть гораздо раньше, ведь ребенок с РДА необычен уже с первых месяцев жизни.

        Первые приметы взаимопонимания с нормально развивающимся малышом  проявляются в его улыбке, которая предназначается матери, отцу и радует их сердца. По наблюдениям родителей, первая улыбка ребенка с ранним детским аутизмом, « неземная, лучезарная», появляется  вовремя  (в возрасте  около 2 месяцев), но она не адресовывается   близкому человеку, а существует сама по себе, возникая как реакция и на приближение матери, и на ряд приятных впечатлений (звук погремушки, пестрая одежда матери).

           В возрасте 6-7 месяцев аутичный ребенок выделяет близких, но без всякой радости. На руках матери многие дети чувствуют себя дискомфортно: они не принимают позу готовности, не протягивают ручки по направлению к взрослому, ощущается или безразличие, или напряжение, или даже сопротивление ребенка.

              Некоторые дети первого года жизни малоактивны, могут терпеть мокрые пеленки, не просят пить или есть. Такой ребенок не интересуется даже яркими игрушками, не стремится исследовать окружающую среду. Может несколько часов лежать тихо, не засыпая, не требуя к себе внимания взрослого, долго оставаться в одиночестве.

          Другие дети в раннем возрасте повышенно возбудимы, отличаются двигательным беспокойством, которое сочетается с беспричинным криком, с трудом засыпают, избирательны в еде. Когда же ребенок начинает самостоятельно передвигаться, он становится практически неуправляемым – может бежать без оглядки, не чувствуя никакой опасности.

           Уже в раннем возрасте можно заметить и такой специфический признак аутизма, как избегание взгляда глаза в глаза, «скользящий взгляд»,  взгляд мимо или «сквозь» людей.

          Хотим обратить внимание на еще один из признаков – стереотипные движения. Это могут быть верчение перед глазами кистей рук, удары по своим ушам, подпрыгивания, раскачивания головой и туловищем.

           Специфические особенности отмечаются в речевом развитии: дети не стремятся использовать речь для контактов с окружающими людьми, поэтому нередко начинают говорить поздно. Могут наблюдаться необычные первые слова: диван, листок, музыка… Они не накапливаются, а исчезают, уступая место другим. У некоторых детей может наблюдаться почти полное отсутствие речи, у других – механическое повторение слов, фрагментов  речи взрослых, цитат из радио- и телепередач, отрывки из стихов и песен.

         Игры аутичных детей  также носят своеобразный характер – они отказываются от коллективной игры, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Так ли все плохо?

        Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем.  Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Но никто не может объяснить, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха (10 % больных: обратите внимание: среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями), а другие остаются на уровне умственной отсталости. Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте.

           Давайте вспомним фильм «Человек дождя» и его героя – Рэймонда Баббитта. 0н знал наизусть телефонный справочник и мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа, блестяще отгадывал комбинации цифр в казино. Маленький Саймон («Восход Меркурия») с первого раза расколол код секретной системы ФБР. Именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается?

        Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.

            Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.

Что же делать?

Конечно, как Вы уже заметили, аутизм – очень сложная и разноплановая болезнь. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, дефектолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.

Для этого аутист должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной, нужно также научить его самовыражению и общению с другими, быть способным себя обслуживать и проводить свободное время.

Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем. 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.